Цветотипы внешности: история, основные теории, их преимущества и недостатки

Здравствуйте, дорогие читательницы!

По вашим просьбам, в этой статье я хотела бы затронуть тему «Цветотипы внешности», о которой сказано очень много. Пожалуй, это одна из самых популярных тем в сфере имиджа и стиля, которая вызывает множество споров и вопросов. Эта статья будет неким обзором существующих сегодня теорий с их плюсами и минусами, кратким экскурсом в историю.

Цветотип — это индивидуально подобранная цветовая гамма для внешности определенного человека.

История появления теорий цветотипов

Самым известным исследователем по вопросу влияния цвета на внешность человека стал Иттен Иоханнес — швейцарский художник и педагог.  Именно он впервые предложил разделение палитры на четыре сезона: Весна, Лето, Осень и Зима. По описаниям Иттена  «Зима» была холодных и приглушенных оттенков, «Лето» отличалось яркостью, «Весена» выражалась в сочных и теплых цветах, а «Осень» в теплых и приглушенных. В ходе своей практики со студентами, он замечал, что они интуитивно выбирают для своих работ те наборы цветов, которые подходят их внешности.

Иттен Иоханнес
Иттен Иоханнес

Поскольку Иттен Иоханнес занимался обучением художников, его исследования о взаимосвязи цвета и внешности появились случайно. Но именно они стали основой для дальнейшего изучения этого вопроса, а его книга “Искусство цвета” стала одной из самых востребованных среди художников, дизайнеров, архитекторов.

Сезонная теория цветотипов

сезонная теория цветотипов

О ней, наверное, слышала каждая девушка, интересующаяся темой моды и стиля. Даже в своей практике я постоянно сталкиваюсь с тем, что клиентки, приходя на консультацию, обязательно начинают ее с примерно такого вопроса: “Я зима (весна, лето, осень)?”

Первую обширную теорию по сезонным типам создала Сьюзен Кейджил. За основу она взяла труды Иттена Иоханнеса и, систематизировав их, вывела 4 сезонных типа, которые разделила еще на 64 подтипа. Именно она поменяла местами описания «Летней» и «Зимней» палитр, сделав летнюю гамму приглушенной и холодной, а зимнюю холодной и яркой. Почему она пришла к такому выводу, остается загадкой.

Сьюзен Кейджил
Сьюзен Кейджил

Самый большой вклад в развитие данной теории внесла система «Color Me Beautiful», автором которой стала ученица С.Кейджил — Кэрол Джексон. Она упростила  ее до 4 основных типов и в таком виде она стремительно распространилась среди широкого круга читателей ее книг. На основе этой системы были также предложены рекомендации по макияжу и подбору цветовой палитры для мужчин.

Кэрол Джексон
Кэрол Джексон «Color Me Beautiful»

Система развивалась, видоизменялась и со временем расширилась до 12 типажей.

Давайте рассмотрим преимущества и недостатки этого популярного метода. Суть  теории, как было упомянуто выше, состоит в подразделении цветовых оттенков на 4 палитры: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».

Учитывая определенные характеристики внешности человека, его можно причислить к тому или иному типажу.

«Весна» — это теплые и яркие, чистые цвета. «Лето», наоборот характеризуется спокойными приглушенными и холодными цветами. «Осень» — это теплая и приглушенная. «Зима» — чистые, яркие и холодные цвета. Это если рассматривать по упрощенной системе (4 типа) и не брать в расчет 12 типажей.

палитры сезонов

Характеристики внешности определяются при помощи тестирования специальными тестовыми платками, цвета которых соответствуют этим четырем сезонам.

Преимущества сезонного метода

На первый взгляд, определить к какому типажу себя отнести, довольно просто, прочитав характеристики природного цвета волос, глаз, оттенка кожи. Кроме того, теория очень доступна и хорошо описана сегодня в интернете, имеет огромную популярность. Но, на практике все оказывается гораздо сложнее…

Недостатки сезонного метода

Главный недостаток в ее довольно жестких рамках. Изначально хотели все упростить и свели к четырем сезонам. Но, согласитесь, очень сложно втиснуть в эти 4 сезона огромное население нашей планеты. Ведь внешность людей настолько индивидуальна, что при попытках отнести себя к одному из четырех сезонов начинаются сомнения. Часто приходится слышать такие вопросы: “А кто я, если у меня глаза теплого оттенка, а кожа холодного?” или “Не могу определиться я «Зима» или «Осень», вроде по описанию больше «Осень», но мне не идут эти оттенки”.

Сезонная теория ограничивает индивидуальное проявление внешности человека. Попытка расширить типажи до 12 в итоге не решила проблемы, а только ввела в еще большую путаницу и снова поставила рамки.

Метод показал свою неточность и направленность только на европейский тип. Если интересно подробнее разобрать эту теорию по 12 типажам, то могу написать об этом отдельно, так как в рамки этой статьи я тогда не уложусь.

Тональная теория цветотипов

Параллельно с сезонной теорией развивалась тональная. Здесь уже ориентировались на характеристику цвета и на степень ее важности. Становилось сразу понятно, какие цвета подойдут определенному типу внешности. Кроме того, метод был рассчитан на людей всех рас.

Автором метода является Альберт Манселл — американский художник и преподаватель искусств. В основу системы он положил оптические законы цвета, в отличие от Иттена Иоханнеса, который работал только с физическими красками. Важное отличие данного метода от сезонного в том, что он подвергает сомнению неизменность индивидуальной палитры для человека на протяжении всей его жизни.

Альберт Манселл
Альберт Манселл

Этот метод цветотепирования допускает, что с возрастом у нас может меняться пигментация кожи, цвет волос (мы красимся, седеем), а эти перемены отражаются и на цветовой палитре.

Метод подразумевает выведение двух главных (а в некоторых случаях даже одной) характеристик цвета. Названия цветотипов звучат уже, как “Мягкий и темный” или “Темный и мягкий”. При этом первый будет значительно отличаться от второго по своим особенностям внешности.  Таким образом, выделяется главная доминирующая характеристика типажа.

Преимущества тонального метода

На мой взгляд, более точно позволяет определить цветовую палитру. Более широкий спектр применения (подходит для всех рас). Менее жесткие рамки и больше возможности для экспериментов.

О недостатках теории мне судить сложно, так как я не применяла ее на практике. Но именно из нее вырос метод, которым пользуюсь я на своих занятиях с учениками и на консультациях с клиентами.

Дирекционный метод цветотестирования

Этот метод вырос из тонального и его автором стала компания «Firs Impressions». На сегодняшний день он считается самым передовым и точным в цветотипировании. Суть метода в определении цветотипа при помощи драпировочных платков, которые прикладываются к лицу клиента по определенной схеме. В процессе тестирования выявляются все характеристики внешности и выводятся ведущая и второстепенная.

платки для цветотестирования

По схеме сначала определяют температуру внешности: теплый-холодный. Затем насыщенность цветовой гаммы: светлый-темный. И степень яркости: яркий — приглушенный.

Особое значение имеет степень контрастности внешности. Например, обладательнице темных волос и светлой кожи (высокий уровень контраста) рекомендуется носить одежду с высокой цветовой контрастностью. Обладательнице волос и кожи одной цветовой насыщенности (приглушенная внешность, низкий контраст) рекомендуется носить одежду приглушенных цветов, избегая резких контрастов между цветами в одежде.

Объясняется это тем, что надев одежду, которая отличается по контрасту от нашего природного колорита внешности, мы теряемся в ней. А все внимание окружающих сосредотачивается на одежде, а не на внешности. Вместо того, чтобы подчеркнуть достоинства своей внешности, мы, в лучшем случае, просто делаем их нейтральными.

Преимущества дирекционного метода

Большая точность определения цветотипа. Гибкие границы, возможность экспериментировать. Для меня важным преимуществом является его простота, в отличие от других теорий. Метод позволяет точно узнать ведущие характеристики, которыми человек может руководствоваться при подборе одежды. Ему совсем не обязательно знать всю свою цветовую палитру наизусть (это в принципе невозможно), а достаточно знать критерии цветов, которые ему подходят.

Например, зная, что ведущая характеристика внешности у человека «Холодный», ему рекомендуется обращать внимания на холодные цвета, создавать комплекты одежды в холодных оттенках. При этом насыщенность и яркость для него могут быть не столь критичны, и это дает ему больше свободы для экспериментов.

Недостатки дирекционного метода

Наверное, здесь стоит отметить, что человеку бывает сложно сразу научиться различать холодные и теплые, яркие и приглушенные оттенки и распознавать качества цвета. Но, этот навык нарабатывается.

Для чего знать свой цветотип внешности?

Самый важный вопрос: для чего нам вообще все это нужно?

Все дело в том, что каждому из нас от природы дан свой колорит внешности. В нас уже заложены гармоничные сочетания цветов, которые отображены в оттенках наших глаз, волос, кожи. О взаимодействии цветов друг на друга вы, наверное, уже знаете. Например, какой цвет получится, если смешать теплый желтый и холодный синий? Зеленый!

А теперь, представьте, что обладательница холодного подтона кожи, основой которого является синий цвет, наденет одежду в теплых тонах, основой которых является желтый. Какой оттенок приобретет ее лицо? Все правильно: зеленый.

Таким образом, зная свои цвета, можно подчеркивать преимущества своих природных данных, практически всегда иметь свежее и отдохнувшее лицо, пользоваться минимумом косметики.

Вообще все теории цветотипов изначально рассчитаны именно на исходную внешность человека, которая дана ему природой. И, конечно, работают на 100% они только при этом условии. Они помогают остаться собой и при этом подчеркнуть достоинства своей исходной внешности.

Хочу отметить, что цветотип это только часть формулы личного стиля. Само по себе знание цветовой палитры может оказаться бесполезным, как показывает практика. Поэтому я всегда рассматриваю цветотип в тесной связи со стилевым направлением и особенностями коррекции фигуры.

Когда у человека есть понимание что он хочет выразить при помощи стиля, какие стилевые направления ему ближе, мы начинаем работать с его цветовой палитрой и искать способы передачи стиля с помощью цвета, подключая коррекционные техники. Поэтому любая цветовая теория, рассмотренная выше, не является панацеей, а цвет требует индивидуального подхода, как и все остальные элементы имиджа.

Надеюсь, статья оказалась для вас полезной. Буду благодарна вам, если поделитесь ей с подругами, нажав на кнопочки соцсетей под статьей. Тема цветотипов открыта, поэтому статьи по ней еще будут. Если у вас есть пожелания по темам для статей или может быть по более детальному разбору цветовых теорий, пишите мне на почту: darya@yantsinova.ru или прямо здесь, в комментариях. Буду рада обратной связи. До встречи!)

 

 

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *